АЛТАЙ.ТЕЛЕЦКОЕ ОЗЕРО


текст: Ольга Самохвалова, Ирина АНДРЕЕВА
Время первых яблоневых садов на Телецком озере
Первыми фруктовые деревья в окрестностях Телецкого озера посадили монахи Чулышманского благовещенского монастыря. Сад был небольшой и, когда монастырь с приходом большевиков закончил свое существование, его забросили.
Первым садоводом, который начал выращивать яблони непосредственно на Телецком озере, был Дмитрий Сергеевич Рачкин. Бывший коллега известных советских садоводов Мичурина и Лисовенко имел богатый опыт в области садоводства. Поэтому когда в середине 30-ых годов прошлого века Дмитрий Рачкин приехал в Яйлю, то первым делом заложил сад на припоселковой террасе. Чуть позднее в 1936 году он положил начало большому фруктовому саду, площадь которого на сегодняшний день составляет более 70 га.
Инициатива появления сада на Яйлинской террасе принадлежит директору Алтайского заповедника Игорю Вячеславовичу Ливанову. Именно по его приглашению заниматься садоводством Дмитрий Степанович переехал в Яйлю из долины Кайру в Чулышмане.

Возникновение и развитие садоводства на Телецком озере в эти годы связано с деятельностью Алтайского заповедника, выделявшего на развитие сада силы и средства.
Профессионал своего дела, Дмитрий Рачкин все свободное время посвещал садам.
В 60-ые годы он заложил огромный питомник саженцев и почти все жители Яйлю и Беле украсили свои усадьбы фруктовыми деревьями. Сад в Яйлю и сам Рачкин стали достопримечательностью Телецкого озера.
Дмитрий Степанович Рачкин, село Яйлю, Алтайский заповедник
Еще одной ключевой фигурой в истории садоводства на Телецком озере стал Николай Павлович Смирнов. Дмитрий Рачкин стал вдохновителем и наставником Смирнова, который заложил свой сад на кордоне Чири, посадив саженцы, привезенные из Яйлю.

Когда Смирнов начал закладывать свой сад, ему не хватало места - терраса ущелья Чири значительно уступала Яйлинской. Другой человек, наверное, отказался бы от этой затеи, но Николай Павлович был другой породы.
Будучи обладателем принципиальной настойчивости и упорства, Николай Смирнов вручную выложил террасу из камня длинной 150 метров и высотой 1 м.
Не имея специальной техники и команды рабочих, он находил огромные каменные валуны, разжигал под ними костер, нагревал холодной водой, камень трескался, и его осколками выкладывалась терраса.

Но на голых камнях яблони не растут. Чтобы вдохнуть жизнь в каменную площадку, он возил на весельной лодке из устья реки Чулышман плодородную землю. Каждый день - 8 км туда, 8 км обратно.
Сложно переоценить роль жены Николая Смирнова в этой истории. Дора Захаровна была не только матерью его 17 детей, но и настоящей боевой подругой для Николая Павловича.
Николай Смирнов и его жена Дора Захаровна, кордон Чири, Алтайский заповедник
Тяжелый труд не прошел даром. Яблоневая терраса кордона Чири стала достопримечательностью, посмотреть на которую приезжали люди с разных уголков страны и всем супруги Смирновы были всегда рады. Радушно принимали гостей, поили чаем и с удовольствием показывали сады.
Супруги Смирновы и их многочисленные гости, кордон Чири, Алтайский заповедник
Николай Павлович был человеком с очень сложным характером, с обостренным чувством справедливости. Когда сады обложили непомерным налогом, принципиальный Смирнов решил вырубить свое детище. Но Дора Захаровна смогла отговорить супруга от радикальных действий и слава Богу, потому что сегодня сад Смирнова можно назвать настоящим чудом.

Благодаря человеческой силе воли и трудолюбию появился сад в том месте, где его физически быть не должно, прижился, окреп и в итоге, благодаря знаниям и опыту Николая Павловича, в саду появились уникальные сорта яблок.
А потом сады появились и на Беле. В 60-ые годы по инициативе Дмитрия Рачкина и Константина Рослика на Белинской террасе заложили 40 га фруктовых садов. Так как Беле - самое теплое место на Телецком, то в саду помимо яблок растут абрикосы и грецкий орех.
Цветут абрикосы, поселок Беле, Алтайский Заповедник
Николай Павлович Смирнов умер в 1994 году в возрасте 92 лет. Родившись при царе за 15 лет до революции, пережив Советский Союз и встретив перестройку. Он похоронен вместе с супругой в яблоневом саду кордона Чири, но даже после смерти история его жизни сохраняется в виде рукотворного памятника.
После развала СССР телецкие сады перешли в частную аренду местным жителям. Но обрабатывать такие огромные территории нужны большие ресурсы, которых сегодня нет. Большая часть садов и в Беле, и в Яйлю, заброшена, а культурное наследие садоводства на Телецком медленно угасает.

И это очень жаль, потому что яблоневые сады на Телецком озере - результат кропотливой работы людей, вдохновленных идеей, искренне веривших в свое дело.
Made on
Tilda