АЛТАЙ.ТЕЛЕЦКОЕ ОЗЕРО
Время «Шефа» на Телецком озере
Текст: Ольга Самохвалова, Ирина Андреева, Евгений Веселовский
По материалам очерков Валентина Селегея
«Шеф» - первый и единственный пароход Телецкого озера, был построен в Стокгольме в 1900 году, считался паровой яхтой русского царя Николая II, а позже был передан реформатору России Петру Столыпину. «Шеф» стал первым кораблем, который прошел такой знаменитый, трудный и оригинальный путь: Стокгольм-Санкт-Петербург-Ново-Николаевск-Бийск-Телецкое озеро.
Сегодня озерную гладь Телецкого разрезают различные корабли и моторные лодки. Но еще каких-то 100 лет назад люди передвигались по озеру исключительно на деревянных весельных лодках. Появлению первой паровой яхты на озере мы обязаны Чулышманскому Благовещенскому мужскому монастырю.
Первым, кто осознал необходимость в более надежном судне для передвижений по Телецкому озеру, был архиепископ Томский и Барнаульский Макарий (Невский).
Летом 1906 года, держа путь через Телецкое озеро в монастырь, он попал в страшный шторм и чудом остался жив. Это побудило его написать прошение Министру путей сообщения о выделении денег для перевозки паровой лодки из Санкт-Петербурга до Ново-Николаевска, которую епархия собиралась приобрести. Неизвестно по какой причине, но лодку епархия так и не купила. 
Но в 1912 году это все же удалось наместнику Чулышманского монастыря иеромонаху Виктору и его матери Наталье Васильевне Голландской. За 6000 рублей в Петербурге они купили паровой катер «Шеф».

Транспортировкой яхты занималась Наталья Васильевна. К сожалению, денег хватало, только чтобы доставить яхту до Ново-Николаевска. Но госпожа Голландская всеми правдами и неправдами нашла нужные деньги и возобновила процесс доставки судна.

В Ново-Николаевске катер полностью разобрали, демонтировали паровой котел, а корпус расклепали и отдельными листами перевозили на Телецкое озеро. Процесс этот был долгий и сложный. Но сложнее было из груды железа вновь собрать паровой катер. Восстанавливали пароход прямо на берегу озера, для этого соорудили стапеля и небольшую кузницу. В мае 1913 года «Шефа» спустили на воду.

В процессе восстановления катера принимал участие житель Артыбаша, Гавриила Гладков, который и стал капитаном-механиком «Шефа».
Гавриил Никитович Гладков, строитель-сборщик и капитан-механик «Шефа»
Дальше судьба «Шефа» была не простой. Менялись эпохи, режимы, правления, пароход переходил из одних рук в другие. От священнослужителей до красногвардейцев, служив то церкви, то революции.
Вместе с этим менялось и название корабля -
из «Шефа» в «Св.Иннокентий»,
потом в «Партизана».
«Шеф» на Телецком озере
С 1936 года пароход работал в Алтайском заповеднике, где был незаменим в военную пору и успешно трудился. В 1944 году, встав на последнюю зимовку в Яйлю, там и остался.

В тот год его планировали отремонтировать, но роковые обстоятельства вмешались в его судьбу. Единственный в Яйлю механик, который смог бы починить пароход, трагически погиб в автомобильной катастрофе. Так «Шеф» не дождался своего спасителя.
«Шеф» в Яйлю на зимовке. Ремонт.
Но это ещё далеко не конец истории. В 70-ые годы Валентин Селегей, исследователь Телецкого озера, снял с «Шефа» паровой двигатель, водрузил на бетонный постамент, повесил мемориальную табличку. С тех пор паровой двигатель стал памятником первому пароходу Телецкого озера.

Позднее корпус «Шефа», а точнее то, что от него осталось, перевезли к церкви в Артыбаш, где он и поныне стоит под открытым небом.
Корпус «Шефа» в Артыбаше
Так бы и ржаветь кораблю дальше, но в один прекрасный день Иван Южаков решил, что свидетельство вековой истории судоходства на Телецком озере не может и не должно кануть в лету.

Он договорился с отцом Романом, настоятелем православного храма в Артыбаше, о передаче ему остова легендарного «Шефа» с целью сооружения памятника культуры и истории.
Вторая жизнь «Шефа» - уже в ближайших планах, и нет сомнений, что человеку, который восстановил «Пионер Алтая», такая работа по плечу.
Иван Южаков в Яйлю возле котла «Шефа»
Made on
Tilda